Сервейинг — дешевле и эффективнее

Оптимизация расходов в бизнесе сейчас актуальна как никогда. Увы, в украинском бизнесе часто оптимизация приравнивается к тотальной экономии, и также часто — с недостаточным контролем процессов и результатов.

В итоге, либо страдает качество, либо завышаются затраты в ходе и после реализации проекта из-за постоянного устранения возникающих недочетов. Такая тенденция ярко проявляется в недвижимости, и особенно на крупных объектах.

Так, подготовка инфраструктуры к проведению Евро-2012 обнажила ряд проблем, связанных с управлением затратами и бизнес-процессами при строительстве масштабных объектов.

Изначально составленные сметы неоправданно увеличивались, срывались сроки сдачи в эксплуатацию, постоянно менялись подрядчики. Да, несмотря на все эти проблемы, Украине удалось провести чемпионат на более-менее достойном уровне. Но последствия такой халатности в подготовке еще долго будут напоминать о себе. Здесь показателен пример строительства главной арены страны. Бюджет НСК «Олимпийский» к моменту завершения работы над проектом вырос в 2,5 раза от первоначального бюджета.

Любопытное сравнение — строительство «Донбасс Арены» с обустройством прилегающих территорий обошлось ее инвестору в 3,2 млрд грн, в то время как реконструкция НСК «Олимпийский» — 4,7 млрд грн.

Значит ли это, что частный инвестор более рационально подходит к использованию своих средств, в то время как на государственных объектах ситуация противоположная? В целом, наверное, да. Но и частные инвесторы постоянно сталкиваются с ростом затрат на строительство уже в процессе возведения. И сказать, что все они оправданы, нельзя.

Развитые страны уже давно открыли для себя эффективный способ оптимизации затрат без риска потери качества. Для этих целей западный бизнес прибегает к услугам строительного сервейинга, основная задача которого – обеспечить эффективное комплексное управление объектом недвижимости с учетом всех рисков. Из нашей практики можем сказать, что такой подход позволяет снизить затраты на строительство на 25–30%.

Позитивный опыт перенимает Россия. Уже в начале 2000-х были предприняты успешные попытки использования сервейинга в качестве механизма вывода из кризиса несостоятельной недвижимости, причем именно масштабных предприятий госсектора.

В Республике Татарстан сервейинг стал единственным действенным методом спасения крупных убыточных предприятий. Опыт возрождения предприятия-банкрота «Терминал» дал толчок для внедрения данной практики для вывода из кризиса ряда других предприятий региона.

В Украине преимущества привлечения сервейинга уже оценили многие коммерческие структуры. К примеру, в нашей практике сервейинг успешно применялся при реализации торгового центра Dream Town и бизнес-центра Gulliver.

А вот в государственном секторе эта услуга пока мало востребована. Причин на то несколько. Во-первых, вовлечение в процесс сервейинга уменьшает возможность нецелевого использования средств. Во-вторых, банальное незнание о наличие на рынке такой услуги. К сожалению, привычка работать по старым, давно опробованным схемам, не всегда себя оправдывает.

Рынок диктует новые условия, и с этим нужно считаться. Моя компания работала как с частными, так и с государственными крупными проектами недвижимости. Могу сказать, что оптимальный этап реализации проекта для вовлечения сервейера — начальные стадии. Ведь всегда проще создавать с нуля, чем исправлять уже кем-то допущенные ошибки. Это и дешевле, и быстрее.

 

Добавить комментарий Ваш email не будет опубликован